Цель: Выявление одаренных детей по предмету и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Задачи:
1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с учителем.
5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка.
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы.
Принципы работы с одаренными детьми
дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель:
Выявление одарённых детей.
Повышение качества образования;
Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
Задачи:
знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся;
Содержание работы
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми (сентябрь)
Создание банка данных (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики. (сентябрь)
Самообразование, саморазвитие педагога (регулярно)
Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами (регулярно)
Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года)
План работы с одаренными детьми
Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
Выполнение творческих проектов.
Знакомство английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей
Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по английскому языку .
Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов
Проведение конкурсов «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток английской грамматики» «Первая проба пера»
Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
Создание языкового портфолио ученика
Образец языкового портфеля
Языковой портфель (или Портфолио) позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень.
Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущее.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий
Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах
Чтобы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Формы работы с одаренными учащимися.
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружок; конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научно-исследовательские конференции.
использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
(Для подготовки к олимпиадам. конкурсам, проектам, исследовательским работам)
План индивидуальных занятий с ребёнком
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
название темы,
план изучения темы,
основные вопросы,
понятия и термины, которые он должен усвоить,
список необходимой литературы,
формы контроля,
задания для самопроверки.
Рекомендуется( если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы
оформить таблицу:
предмет (английский язык)
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактически затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
Комментариев нет:
Отправить комментарий